Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • М.О. г.Яхрома, ул.Заречная д.3
  • +7 (496) 22-51080
  • YADDIRODNIK@mail.ru

Сведения

Воспитательная работа

Модели воспитательного процесса (версия-pdf)

Модели воспитательного процесса

Цели воспитательной работы:

  1. Повышение социального статуса воспитанника.

  2. Формирование социально адаптированной личности воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей развития.

  3. Обеспечение выполнения требований ИППСУ воспитанника.

  4. Создание специальных условий для преодоления нарушений развития у детей, способствующих получению образования  и предупреждению возможных  при этом трудностей.

  5. Оказание систематической психолого - педагогической помощи детям с умственной отсталостью  в их воспитании и обучении, формировании у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, консультативно - методической поддержки родителей.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.

Задачи:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от степени имеющихся нарушений здоровья, пола,  психофизиологических и других особенностей;

  3. обеспечение преемственности целей, задач и содержание  воспитательного, образовательного и коррекционно – развивающего процесса;

  4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  5. объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,  принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

  7. обеспечение комплексного подхода при формировании программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  10. осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

При организации  воспитательного и образовательного  процесса  используются следующие принципы:

  • принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

  • принцип онтогенетического развития, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

  • принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально - дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

  • принцип деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению  коррекционной работы с воспитанником  с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой "вызревают" психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

  • принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия. Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка, так как важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка. В процессе коррекционно-развивающей деятельности на первое место выходит личностно-ориентированный подход, использование таких видов педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция, формирование и развитие.

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

При реализации программы учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия взаимодействия с ним воспитателя и специалистов участвующих в реабилитационной работе.

Приоритетные направления деятельности:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

  • социальная адаптация (нормы поведения, способы общения, чувство комфорта в среде сверстников, самостоятельность);

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом  и физическом  развитии детей;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Целевые ориентиры

Образовательно-воспитательные услуги  детям - инвалидам предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Для каждого ребенка разрабатывается и реализуется индивидуальная коррекционная программа на основе рекомендаций ЦПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Так как дети и семьи, получающие помощь по индивидуальной программе, могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то постановка целей в ежегодном индивидуальном плане, а значит и результаты сугубо индивидуальны для каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе. Оптимальный срок для контроля достижения краткосрочных целей – 6 месяцев.

Примерные целевые ориентиры:

  • Ребенок интересуется окружающими его объектами и явлениями.

  • Эмоционально вовлечен в игровую и образовательную деятельность.

  • Социально и ценностно ориентирован. 

  • Проявляет навыки опрятности.

  • Владеет доступными средствами коммуникации.

  • Проявляет интерес к творческому самовыражению и продуктивной деятельности.

  • Мотивирован на личностный рост и самореализацию.

Модель организации воспитательного процесса в соответствии с направлениями развития ребенка

Линии развития ребенка

Физическое развитие и

оздоровление

Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры.

Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке;  воздушные ванны).

Физкультминутки на занятиях.

Физкультурные занятия.

Прогулка в двигательной активности.

Познавательно-речевое

развитие

Занятия.

Дидактические игры.

Наблюдения.

Беседы.

Индивидуальная коррекционно-развивающая  работа.

Социально-

коммуникативное развитие

Индивидуальная  коррекционно-развивающая работа.

Индивидуальные и подгрупповые беседы.

Оценка эмоционального настроения  ребенка с последующей коррекцией плана работы.

Этика быта, трудовые поручения.

Формирование навыков культуры общения.

Работа в книжном уголке.

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые  игры.

Художественно-

эстетическое развитие

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

Занятия по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, ручному труду.

Эстетика быта.

Посещение городских, районный  и областных учреждений культуры.

Духовно-нравственное развитие

Участие в беседах направленных на духовно нравственное развитие личности;

Посещений Храмов  Дмитровского района  и Московской области;

Участие в городских, районных и областных  мероприятиях посвященных православной тематике и т.д.

 

Воспитательно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

 Физическое развитие и оздоровление  (Моторный контроль)

Цель:  

  • Гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни

  • Овладение подвижными играми с правилами;

  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

  • Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

  • Изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

  • Развитие речи;

  • Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Задачи

Оздоровительные:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья;

  • обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; - всестороннее физическое совершенствование функций организма;

  • повышение работоспособности;

  • соблюдение охранительного двигательного режима

Образовательные

  • Формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие физических качеств;

  • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные

Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)

Направления физического развития:

Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Принципы физического развития

Дидактические

Систематичность и последовательность Развивающее обучение Доступность Воспитывающее обучение Учет индивидуальных и возрастных особенностей Сознательность и активность ребенка Наглядность

Специальные

Непрерывность Последовательность наращивания тренирующих воздействий Цикличность

Гигиенические 

Сбалансированность нагрузок Рациональность чередования деятельности и отдыха Возрастная адекватность Оздоровительная направленность всего образовательного процесса Осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания

Методы физического развития

Наглядный наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)

Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни)

Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)

Словесный: Объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция

Практический

Повторение упражнений без изменения и с изменениями; 

проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме

Средства физического развития

Двигательная активность, занятия физкультурой

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода)

Психогигиенические факторы (гигиена занятий)

Формы физического развития

Физкультурные занятия; подвижные игры; утренняя гимнастика; спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования; музыкальные занятия; физкультурные упражнения на прогулке; физкультминутки; самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.

Здоровьесберегающие технологии

Медико-профилактические организация профилактических мероприятий организация обеспечения требований СанПиНов, организация здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительные развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры детей, дыхательная гимнастика массаж и самомассаж.  профилактика плоскостопия и формирование  правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической  активности и заботе о здоровье.

Психологическая безопасность

Комфортная организация режимных моментов

Оптимальный двигательный режим

Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок

Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми

Целесообразность в применении приемов и методов

Использование приемов релаксации в режиме дня

Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса

Учет гигиенических требований

Создание условий для оздоровительных режимов

Бережное отношение к нервной системе ребенка

Учет индивидуальных особенностей и интересов детей

Предоставление ребенку свободы выбора

Создание условий для самореализации

Ориентация на зону ближайшего развития


 «Познавательно-речевое  развитие»

Цель: Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;

  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

  • развитие внимания, памяти;

  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному.

Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений:

  • Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления.

  • Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма».

  • Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий.

  • Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий

Формы работы по развитию элементарных математических представлений:

  • Обучение в повседневных бытовых ситуациях.

  • Демонстрационные опыты.

  • Коллективное занятие.

  • Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Способы педагогической поддержки детской инициативы в познавательном развитии детей

Обеспечение использования собственных, в том числе “ручных”, действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно - количественного содержания.

Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

Организация разнообразных форм взаимодействия

Позиция педагога при организации жизни детей, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя  -организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

Фиксация успеха, достигнутого ребенком, создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.


«Социально-коммуникативное развитие» (личностно-социальное развитие)

Цель:  овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с УО в общественную жизнь.

Задачи:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

  • формирование навыков самообслуживания;

  • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспри- нимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

  • формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения  к позитивным  национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

  • формирование умений использовать различные доступные средства в контексте различных видов детской деятельности и  в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с УО формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми  общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками  развиваются и собственные позиции, оценки.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

  • в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

  • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

  • в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у детей с умственной отсталостью  важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений:

  • прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей);

  • соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);

  • гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым  платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

  • одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

Дети с интеллектуальными нарушениями могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель «проигрывает» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Предлагаются следующие наиболее типичные ситуации, которые помогают сформулировать простейшие алгоритмы поведения:

  • пользование общественным транспортом;

  • правила безопасности дорожного движения;

  • домашняя аптечка;

  • пользование электроприборами;

  • поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;

  • сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет эмоциональное состояние.

Обучение воспитанников элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, включает в себя:

  • организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных  навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

  • ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

  • обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

  • обучение уходу за растениями, животными;

  • бучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

  • изготовление коллективных работ;

  • формирование умений применять поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с УО учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции.

Формирование трудовой деятельности детей с УО осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

 Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с УО обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих  на основе потребности в совместной деятельности.

Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации — это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Социально-бытовая  ориентировка и хозяйственно-бытового труда.

Одной из основных задач социально-коммуникативного развития воспитанников  социальных учреждений является формирование представлений и навыков  о семейных, житейских, бытовых проблемах. Социально-педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость обучения воспитанников по предмету «Домоводство».

Цель:  научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Задачи:

  • дать представления о городском и сельском жилище,

  • сформировать представления о планировке жилища и функциональном назначении жилых помещений,

  • научить содержать в порядке свое рабочее и спальное место,

  • научить ухаживать за растениями в доме,

  • научить правилам хранения одежды, белья, обуви, уход за ними,

  • научить правилам обращения со стиральной машиной,

  • научить производить мелкий ремонт белья,

  • научить навыкам ручной стирки.

Программа построена концентрически и представлена следующими основными разделами:
Дом, семья, семейные отношения.
Содержание и уход за городским и сельским жилищем (дачным домом).
Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
Ремонтные работы в доме.
Одежда, обувь, белье; уход за ними.
Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи.
Юноши и девушки — будущие родители; половое воспитание и ролевые функции в семье.
Ребенок в семье, правила ухода.
Планирование и распределение бюджетных средств семьи.
Досуг и его организация в семье.
Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.

Речевое развитие  является одним из основных показателей успешного  социально - коммуникативного развития ребенка.

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Задачи речевого развития:

  • Овладение речью как средством общения и культуры.

  • Обогащение активного словаря.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Основные направления работы по развитию речи детей:

  • развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

  • развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Для детей с интеллектуальными нарушениями  особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий.

Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.

Для развития связной речи, освоения грамматических форм  необходимо создание специальных условий — разработок грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др.

Методы развития речи

Наглядные:

  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Словесные:

  • Чтение и рассказывание художественных произведений.

  • Заучивание наизусть.

  • Пересказ.

  • Обобщающая беседа.

  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

Дидактические игры, игры-

драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения,

пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи

Общение взрослых и

детей

Культурная языковая

среда

Обучение родной речи на занятиях

Художествен-

ная

литература

Изобразительное

искусство, музыка,

театр

Занятия по

другим разделам

программы

Знакомство детей с художественной литературой

Задачи

Вызывать интерес к художественной

литературе как средству познания,

приобщения к словесному

искусству, воспитания культуры

чувств и переживаний.

Приобщение к словесному

искусству, в том числе развитие

художественного восприятия и

эстетического вкуса.

Формировать и совершенствовать связную речь,

поощрять собственное словесное творчество

через прототипы, данные в художественном тексте.

Развитие

литературной речи.

Формы

Чтение литературного произведения.

Рассказ литературного произведения.

Театрализованная  игра на основе сюжета литературного произведения.

Принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

  • Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция

  • В отборе художественных текстов учитываются предпочтения воспитателей  и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

  • Создание по поводу художественной литературы проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, праздников и др.

Развитие игровой деятельности

Цель: Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоциональное, умственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное).

Задачи:

  • Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

  • Развитие у детей интереса к различным видам игр.

  • Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.

  • Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Классификация игр  (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой)

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе

взрослого

Народные игры

Игры-экспериментирования:

  • Игры с природными объектами;

  • игры с игрушками;

  • игры с животными.

Обучающие игры

  • Сюжетно-дидактические;

  • подвижные;

  • музыкально-дидактические;

  • учебные.

Обрядовые игры

  • Семейные;

  • сезонные;

  • культовые.

Сюжетные самодеятельные игры

  • Сюжетно–отобразительные;

  • сюжетно-ролевые;

  • режиссерские;

  • театрализованные.

Досуговые игры

  • интеллектуальные;

  • игры-забавы, развлечения;

  • театрализованные;

  • празднично-карнавальные;

  • компьютерные.

Тренинговые игры

  • Интеллектуальные;

  • сенсомоторные;

  • адаптивные.

Досуговые игры

  • Игрища;

  • тихие игры;

  • игры-забавы.

Характеристика сюжетной самодеятельной игры

Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация

Характерная черта –

самостоятельность детей

Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления

Дети отражают отношение к

тому событию, которое они разыгрывают

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Первый этап – ознакомительная игра

Второй этап – отобразительная игра

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра

Взрослый организует предметно - игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определён-ного эффекта.

Дети активно отображают впечатления, полученные  в повседнев-ной жизни.

Формирование взаимоотношений  в сюжетно-ролевой игре (А.П. Усова)

Уровень

неорганизо-ванного

поведения, ведёт к

разрушению игр

других детей.

Уровень

одиночных игр, на

котором ребёнок не

вступает во

взаимодействие с

другими детьми, но

и не мешает им играть.

Уровень игр рядом,

когда дети могут

играть вместе, но

каждый действует в

соответствии со

своей игровой целью.

Уровень

кратковремен-ного

общения, на котором

ребёнок на какое-то

время подчиняет

свои действия

общему замыслу.

Уровень

длительного

общения, на

котором наступает

взаимодей-ствие на

основе интереса к

содержанию игры.

Уровень постоян-ного

взаимодейст- вия на основе

общих

интересов,

избиратель-ных

симпатий.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжет игры

Содержание игры

Роль

Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

То, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Игровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:

Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления.

Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений.

Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться.

Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

«Художественно-эстетическое развитие»  воспитанников 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирование у детей эстетического отношения к миру.

Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Задачи:

  • Формирование элементарных представлений о видах искусства.

  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.

Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете.

Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и  его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий,  максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

«Музыкальная деятельность».

Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах. Контингент детей с умственной отсталостью  неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

Направления образовательной работы

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические

движения

Игра на детских

музыкальных

инструментах

Развитие творчества:

песенного, музыкально-

игрового, танцевального

Методы музыкального развития

Наглядный:

Сопровождение

музыкального ряда

изобразительным,

показ движений

Словесно-слуховой:

Пение

Слуховой: Слушание

музыки

Игровой:

Музыкальные

игры

Практический: Разучивание песен,

танцев, воспроизведение мелодий.

Содержание работы: «СЛУШАНИЕ»

Ознакомление с музыкальными

произведениями, их

запоминание, накопление

музыкальных впечатлений.

Развитие музыкальных способностей и навыков

слушания музыки.

Развитие способности

различать характер песен.

Развитие способности

эмоционально воспринимать

музыку.

Содержание работы: «ПЕНИЕ»

Формирование у детей певческих умений и

навыков.

Обучение детей исполнению песен

на занятиях и в быту, с помощью

воспитателя и самостоятельно,

с сопровождением и без

сопровождения инструмента.

Развитие музыкального слуха.

Музыкально-ритмические движения

Развитие музыкального восприятия, музыкально-

ритмического чувства и в связи с этим ритмичности

движений.

Обучение детей согласованию

движений с характером

музыкального произведения,

наиболее яркими средствами

музыкальной выразительности,

развитие пространственных и

временных ориентировок.

Обучение детей

музыкально-ритмическим

умениям и навыкам через

игры, пляски и

упражнения.

Развитие художественно-

творческих способностей.

Содержание работы: «Игра на детских музыкальных инструментах»

Совершенствование

эстетического восприятия

и чувства ребенка

Становление и развитие

волевых качеств: выдержка,

настойчивость,

целеустремленность,

усидчивость

Развитие сосредоточенности, памяти,

фантазии, творческих способностей,

музыкального вкуса

Знакомство с детскими

музыкальными

инструментами

и обучение

детей игре на них

Развитие координации

музыкального

мышления и

двигательных функций

организма

Музыкальное развитие: формы

Фронтальные

музыкальные занятия

Игровая музыкальная деятельность

Совместная деятельность взрослых и детей

Комплексные;

тематические;

традиционные.

Театрализованные

музыкальные игры;

музыкально-дидактические игры;

игры с пением;

ритмические игры.

Театрализованная деятельность.

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Музыкальные занятия.

Праздники и развлечения.

Музыкально-дидактические игры.

Театрализованная деятельность.

Игры с элементами аккомпанемента.

Празднование дней рождения.

Праздники, развлечения, досуг.

Музыка в повседневной жизни.

Посещение учреждений культуры.

Досуговые мероприятия.

«Духовно- нравственное развитие»          

Основные направления духовно-нравственного развития воспитанников

 

Направления

Базовые нравственные ценности

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к  взрослым; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

4

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Уважение к окружающим людям; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Основные принципы организации духовно-нравственного  воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “Хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях образовательного и воспитательного процесса Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов – приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников со своим педагогом  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне семьи, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами  за пределами детского дома  в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации детей.

Формы и методы взаимодействия с участниками воспитательного процесса

Формы коррекционной работы c  детьми

Виды коррекционной работы

Формы работы с детьми

Непосредственная воспитательная деятельность

Беседа;

рассказывание,

экспериментирование;

игры: игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов;

игровые ситуации для решения конкретных

задач по развитию внимания, памяти, мыслительных процессов, настольно-печатные и дидактические игры;

упражнения;

 восприятие художественной литературы;

драматизация знакомых произведений; рассматривание иллюстраций;

 выполнение практических заданий в тетрадях;

продуктивная деятельность:

рисование, лепка, аппликация.

Образовательная

деятельность в режимных моментах

Ситуативный разговор, беседа;

 анализ проблемных ситуаций;

речевые и артикуляционные гимнастики;

отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, чистоговорок;

подвижные игры с правилами;

 игры на основе готовых сюжетов: игры - драматизации, театрализованные, подражательные игры;

 развитие трудовых навыков,

музыкальная деятельность: слушание музыкальных произведений,

музыкально - ритмические движения, игра

на музыкальных инструментах.

Самостоятельная деятельность

Игры, с сюжетами придуманными детьми: Игры - фантазии, игры-проекты, сюжетно-ролевые, режиссерские;

самостоятельная речевая, музыкальная и художественная деятельность.

 Методы взаимодействия с участниками воспитательного процесса по реализации программы

Название метода

Определение метода

Рекомендация по их применению

Методы по источнику знаний

Словесные

Словесные методы подразделяются на следующие виды:

рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Наглядные

Под наглядными методами образования

понимаются такие методы, при которых

ребенок получает информацию, с помощью

наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы используются во

взаимосвязи со словесными и практическими

методами обучения.

Наглядные методы

образования условно можно подразделить на

две большие группы: метод иллюстраций и

метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий:

плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным.

Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования.

Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе.

Практические

Практические методы обучения основаны

на практической деятельности детей и

формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер.

Методы по характеру образовательной деятельности детей

Информационно- рецептивный

Воспитатель сообщает детям готовую

информацию, а они ее воспринимают,

осознают и фиксируют в памяти.

Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Репродуктивный

Суть метода состоит в многократном

повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

Проблемное изложение

Воспитатель ставит перед детьми проблему –

сложный теоретический или практический

вопрос, требующий исследования,

разрешения, и сам показывает путь ее

решения, вскрывая возникающие

противоречия. Назначение этого метода – показать образцы

научного познания,

научного решения проблем.

Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного

мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных

действий.

Частично- поисковый

Суть его состоит в том, что воспитатель

расчленяет проблемную задачу на подпроблемы,  а дети осуществляют отдельные

шаги поиска ее решения.

Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский

Этот метод призван обеспечить творческое

применение знаний.

В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами

познания, так формируется их опыт поисково - исследовательской

деятельности.

Активные методы

Активные методы предоставляют

возможность ребенку на

собственном опыте  приобретать разнообразный

субъективный опыт.

Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций  дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.

В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Цель: организация многофункциональной предметно – развивающей среды для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития.

Задачи:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие умственно отсталого ребенка;

  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом особенностей их развития, потребностей и интересов;

  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности воспитанников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

  • приобщение детей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Ожидаемый результат:

Гармонично развитая, творчески активная личность. 

Социально ориентированная  личность способная к эффективному взаимодействию с социумом и развитию социокультурных ценностей.

Организация  деятельности по взаимодействию с социумом и развитию социокультурных ценностей

  • Оформление информационных стендов.

  • Организации семейного чтения серии книг для развития детей.

  • Проведения ежедневных традиционных, вечерних  чаепитий в кругу семьи.

  • Посещение учреждений культуры и спорта.

  • Знакомство с интернет ресурсами необходимыми для обеспечения жизнедеятельность в обществе.

  • Знакомство с интернет ресурсами, в части социальных сетей созданных для общения и получения необходимой информации.

Организация работы с семьей воспитанника, направленная на сохранение кровных связей.

Консультирование родителей, законных представителей по вопросам воспитательного процесса.

Формирование у родителей позитивного отношения к успехам ребенка, а так же терпимого отношения и продуктивного участия к его проблемам, связанным с особенностями развития и психоэмоционального состояния.

Беседы с воспитанником, направленные на формирование ценностного отношения к семье  и близким  родственникам.

Анализ психоэмоционального состояния  воспитанников связанного с  общением ребенка с  родителями, законными представителями, а также лицами желающими принять ребенка на воспитание в семью.